Программа развития системы работы МБДОУ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад №79»

                                                                                          Н.В.Тремаскина

                                                                             23.01.2014

 

 

Программа развития системы

работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №79»

«Создание  условий для развития социально – эмоциональной  сферы ребенка»

(2014-2019)

Паспорт программы

Наименование программы:

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №79» общеразвивающего вида  г. Барнаула

Назначение программы:

Программа представляет собой нормативный документ.

Она включает социально-педагогический анализ ДОУ, задачи и направления его развития на ближайшие пять лет, прогноз результатов реализации данного проекта, его ресурсное обеспечение в современных условиях.

 

Программа разработана в соответствии с «Международной Конвенцией о правах ребенка», «Декларации прав ребенка», «Конституцией РФ», Закона РФ «Об образовании», ФГОС дошкольного образования,  Закона об образовании Алтайского края.

Данная программа основывается на Концепции МБДОУ

«Детский сад №79», программа направлена на совершенствование системы образования в учреждении.

 

Главная цель программы:

 Создать условия для развития социально – эмоциональной сферы ребенка, творческой активности педагогов.

Краткая характеристика структуры программы

В программе представлены основные разделы по совершенствованию образовательной деятельности учреждения в перспективе развития на 2014-2015 гг., 2015-2016 гг., 2016-2017 гг., 2017-2018 гг., 2018-2019 гг.:

- Программно – методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ;

- Работа с кадрами;

- Организация развивающего образовательного пространства ДОУ;

- Работа с родителями;

- Взаимодействие с другими организациями.

Данная программа является руководством для деятельности всех служб учреждения с 2014 по 2019  годы.

 

Введение

Сложная социально – экономическая ситуация в стране и крае (сокращение количества рабочих мест на предприятиях, экологическое состояние, отсутствие надлежащего бюджета, увеличение оплаты за многочисленные услуги) оказывает негативное влияние на социальную сферу. В результате данного влияния  растет количество малообеспеченных семей, обостряется криминальная обстановка (возросло количество беспризорных детей, наркоманов, токсикоманов), увеличивается количество больных людей – все это говорит о том, что необходимо принятие мер, которые бы помогли человеку решить все эти проблемы. Это невозможно без изменения в системе образования. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей  и задач воспитания и развития, моделирование образовательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу данных изменений.

 Социально-экономические отношения современного общества обуславливают изменения, происходящие в системе образования. Оно выступает составной частью культуры, которая является средством и результатом образования. Благодаря этому появляется возможность перевести ребенка из статуса объекта образования в статус субъекта. Поэтому современное образование понимается как процесс становления духовного «Я» ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно – смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умение жить в гармонии с самим собой, с другими людьми, окружающим миром.

Таким образом, содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но, главным образом,  на развитие личности, где выступает средством его самостановления,  усвоения ребенком способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно такое образование поможет воспитать личность, которая способна ориентироваться в современном мире и управлять им, решить многие проблемы современности.

Разработка и принятие данной Программы развития является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования, обновления содержания и структуры   воспитания  и развития на основе отечественных традиций и современного инновационного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления работы  учреждения, с приоритетным направлением –  социально –эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Программа предназначена для всех сотрудников дошкольного учреждения и является основой для разработки проектов и перспективных планов, авторских программ ДОУ.

 

Информационная справка  МБДОУ «Детский сад №79»

 

1.1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №79»

 

1.2 Адрес: 656037, г. Барнаул, ул. Горно-Алтайская, 8а.

 

1.3 Телефон: 77-43-29

 

1.4 Контингент детей и его характеристика:

 

-младшая группа (с 3 до 4 лет) – 1 группа – 26 д.;

-средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1 группа – 30 д.;

- старшая группа (с 5 до 6 лет) – 1 группа – 30 д.;

- подготовительная группа (с 6 до 7 лет)- 1 группа – 22 р.

Всего 4 группы – 110 детей (с 3 до 7 лет)

 

1.5 Режим работы ДОУ: с 7.00 до 19.00

                                       выходной: суббота, воскресенье

1.6 В  ДОУ организованы платные услуги по хореографии.

 

1.7 Характеристика педагогических кадров:

 

Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей состоит из 13 сотрудников.

Образовательный ценз педагогов:

- высшее образование имеют – 8 человек;

- среднее специальное образование – 3 человека;

Обучается в педагогической академии  – 2 человека.

 

Имеют высшую квалификационную категорию – 1  человек;

- первую квалификационную категорию – 4  человека;

- молодые специалисты – 6 человек.

 

Педагогический коллектив образовательного учреждения представляет собой:

Тремаскина Наталья Владимировна – заведующая,  высшее образование, стаж 26 лет.

Сухарь Людмила Ивановна – учитель-логопед, высшее образование, высшая категория,  стаж 30 лет.

Ануркина  Елена Сергеевна -  инструктор  по физической культуре, высшее образование,  стаж – 6 месяцев.

 

Виноградова Галина Ивановна – музыкальный руководитель, высшее образование,  I кв. категория, стаж  24 года.

Уфимская Татьяна Михайловна – старший воспитатель, I кв. категория, стаж – 17 лет, образование – высшее.

Афанасьев Николай Игоревич – педагог – психолог, образование – высшее, стаж – 1 год.

Вахонина Наталья Георгиевна – воспитатель, первая категория, стаж – 20 лет, образование – высшее.

Миргазизова Вера Ивановна – воспитатель, I кв. категория, стаж – 43 года, образование – среднее специальное.

Колпакова Валентина Анатольевна – воспитатель, стаж–1 год, образование – среднее специальное.

Бирюкова Валентина Олеговна – воспитатель, образование – среднее специальное,  стаж – 1 год 6 месяцев.

Куценко Инна Николаевна - воспитатель, образование – среднее специальное,  стаж –  2 года.

Киселева Екатерина Сергеевна – воспитатель, образование – среднее специальное, стаж – 6 месяцев

                           

1.8 Состояние материально – технической базы:

В ДОУ имеется в наличии самое необходимое оборудование для нормального функционирования дошкольного учреждения, но некоторое приходит в негодность, так как истек срок его эксплуатации: оконные блоки, двери,  холодильное оборудование  на кухне, оборудование в прачечной …

Необходимо:

- оборудование и мебель для кабинета педагога - психолога;

- кровати  в групповые комнаты;

- средства технического обеспечения (компьютер, видеокамера, принтер, фотоаппарат, проектор);

- спортивный инвентарь: лыжи, массажеры;

- медицинский кабинет: кварцевые лампы, холодильник для хранения вакцины;

- на пищеблок: мясорубка, стеллаж, стол;

- входная металлическая  дверь на пищеблок;

- мягкий инвентарь: халаты, скатерти, фартуки, постельное белье, шторы;

- репродукции, изделия декоративного прикладного искусства;

- канцелярские принадлежности (в ассортименте);

- наглядно-демонстрационный материал.

 

2.Проблемно-ориентированный анализ

Анализ существующего положения в системе дошкольного образования позволяет констатировать, что, не смотря на огромные трудности (финансовое, кадровое обеспечение), в  нашем учреждении ведется работа по улучшению условий для развития детей.

В предыдущие годы в  ДОУ приоритетными направлениями в работе были:

1.Совершенствование системы физического развития дошкольников, способствующей становлению ценностей здорового образа жизни.

2. Формирование социально – развитой творческой личности и подготовка ребенка к органичному, естественному вхождению в школьную жизнь.

В течение ряда лет коллектив углубленно работал по данным направлениям:

- сохранение контингента детей в ДОУ;

- снижение количества часто и длительно болеющих детей и общей заболеваемости;

- внедрение в практику методов и технологий нетрадиционного закаливания (точечный массаж, дыхательная гимнастика и другие);

- повышение интеллектуально-творческого потенциала детей;

- создание предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к активному участию в воспитании у детей здорового образа жизни.

Обновление предметно-развивающей среды помещений ДОУ оказали значительное влияние на жизнь и деятельность детей, они чувствует себя более комфортно в созданных условиях, имеют возможность в любое время заняться той деятельностью, которая их интересует, так как большинство педагогов ориентируются на личностно – ориентированную модель взаимодействия с ребенком. Это способствует улучшению психологического климата в группах, благоприятно сказывается на эмоциональном самочувствии всех участников педагогического процесса. Однако частично это остается проблемой, так как не все педагоги считают эту модель взаимодействия основной, что создает значительные трудности в инновационных подходах к развитию и воспитанию детей.

Организации физкультурно-оздоровительной работы было уделено особое внимание.

Для улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы  с помощью родителей удалось пополнить оборудование спортивного центра, приобретены: скакалки, мячи разных размеров.

Результатом инновационного подхода к закаливающим мероприятиям  стало, пока незначительное  снижение заболеваемости.

Разработаны циклограммы физкультурно  –оздоровительной работы, но остается проблемой четкое ее выполнение педагогами, что вполне могло увеличить процент снижения заболеваемости.

На достаточном уровне велась работа по повышению интеллектуально - творческого  потенциала детей. В группах организованы и действуют детские лаборатории и  творческие центры, но необходимо развивать кружковую работу.

Многоплановость работы по подготовке детей к обучению в школе  требовало от коллектива координации деятельности на всех уровнях, но  из-за текучести кадров хороших результатов пока достичь не удалось.      

Необходимо  более тесное сотрудничество со школой  для облегчения адаптации ребенка к школе.

Работа логопункта на базе ДОУ помогает более качественно подготовить детей к школе, но проблема речевого развития остается злободневной не только в нашем городе, но и в России.

Проблемой также остается получение дифференцированной индивидуальной психологической помощи, так как в детском саду долгое время не было квалифицированного  психолога.

Повысилась активность участия в жизни ДОУ родителей, но она еще не достигла достаточного уровня, когда можно говорить о едином образовательном пространстве «Семья – детский сад - школа». Причиной повышения активности является использование разнообразных форм взаимодействия с родителями: собрание в нетрадиционной форме, семинары – практикумы, консультации – практикумы, развлечения, конкурсы, участие в выставках, изготовление газет.

Анализ деятельности с детьми по экологическому воспитанию показал, что у детей слабо сформирована экологическая культура, в группах недостаточно разнообразна предметно-развивающая среда по данному направлению. Решение данной проблемы заслуживает внимания, так как будущее окружающего мира зависит от человека, и от того, как бережно он будет относиться к природе, зависит жизнь всего человечества. 

Организация работы в рамках программы развития, нахождение решений проблемных ситуаций значительно активизирует  работу педагогов,  поможет  педагогам осознать важность способности анализировать собственную педагогическую деятельность, опираясь на диагностические данные, программу развития, собственную рефлексию. Все это будет способствовать  росту педагогического мастерства.

Таким образом, нерешенными проблемами в работе ДОУ  «Детский сад № 79»  остаются следующие проблемы:

- оснащение материально-технической базы;

- совершенствование системы социально – эмоционального развития ребенка;

- формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста;

- повышение  качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста;

- создание единого образовательного пространства «семья – детский сад-школа».

                           

Концепция ДОУ «Детский сад  №79»

 

Генеральная цель: Воспитание личности, способной свободно взаимодействовать с окружающим миром  и преобразовывать его. Создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы ребенка.

Задачи:

- Способствовать формированию личностных качеств ребенка в процессе       взаимодействия их с окружающим миром и людьми.

- Изменение пространственно-предметной среды ДОУ, представление ее как модели      социокультурной жизни общества, обеспечивающей развитие и саморазвитие      социальных качеств личности ребенка, развитие его речи.

- Усиление воспитательной функции, направленной на формирование                 гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и    свободам          человека, любви к родине, семье, окружающей природе.

- Создание единого образовательного пространства - «Семья – детский сад - школа».

- Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в     ДОУ,  обеспечение проявления социальной активности педагогов.

- Разработать содержание и технологии деятельности социальной адаптации воспитанников  ДОУ.

 

Миссия ДОУ: Сформировать у ребенка к поступлению в школу собственную «картину мира».

Главной задачей ДОУ  должна стать организация комплексного сопровождения социального развития ребенка.

Методологической основой воспитательно-образовательного процесса становится системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Принципы, лежащие в основе образовательной деятельности ДОУ:

-Принцип приоритета общечеловеческих ценностей, ставящий на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное творческое развитие личности, необходимость воспитания личного достоинства, гражданственности;

Принцип гуманистической направленности  предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

- Принцип природосообразности предполагает отношение к человеку как части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

-Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям .

- Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществления воспитания в коллективах различного типа, позволяющим расширить сферу общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

- Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что тактика воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.

Принцип интегративности предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.

- Деятельно-рефлексивный принцип, направленный на развитие культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных  действий и поведения, установление связей и причин.

- Принцип открытости дошкольного образовательного учреждения ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.

 

Для качества реализации данной программы нами избраны следующие методы, формы и средства.

Методы:

- Методы, направленные на  повышение познавательной активности:  метод анализа и синтеза, метод  сравнения, метод вопросов,  метод упражнения и повторения, конструирование, моделирование, экспериментирование, решение логических задач;

- Методы, направленные на повышение эмоциональной активности ребенка:

игровые приемы, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор;

-Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности: перспективное планирование, метод опосредованного переключения детей на другие виды деятельности, беседа;

- Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире: повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, метод обобщенного ответа на вопрос, объяснение, уточнение, ситуация выбора, выполнение заданий, индивидуальные беседы, прием опосредованного воздействия,  обсуждение способа действия, совместный поиск выхода из ситуации.

В работе с детьми целесообразно использовать различные формы:

- познавательная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность (игра);

- праздники и развлечения;

- активные формы отдыха;

- прогулки и экскурсии;

- встречи с интересными людьми.

Для эффективности процесса приобщения детей к социальной действительности необходимо использовать и разнообразные средства:

- непосредственно  социальная действительность;

- предметы рукотворного мира;

- игрушка;

- художественная литература (+устное народное творчество);

- изобразительное искусство (+иллюстрация);

- музыка.

Прогнозируемый результат:

 

1. Сформированность основных качеств личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей и навыков, самооценки.

2. Обновление содержания и технологий воспитания и развития дошкольников.

3. Построение развивающей среды и переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с ребенком.

4. Сформированность экологического и патриотического сознания у дошкольника.

5. Улучшение психофизического здоровья детей.

6. Создание единого образовательного пространства «Семья – детский сад - школа».

 

Принципы и условия работы ДОУ «Детский сад  №79»  в режиме развития:

 

  1. Демократический стиль управления на всех уровнях.
  2. Системность, преемственность, перспективность.
  3. Целостность воспитательного процесса.
  4. Гуманистическая ориентация педагогического процесса и управления им.
  5. Исследовательский подход в педагогической деятельности.
  6. Стимулирующий характер системы методической помощи и подбора кадров.
  7. Научная организация труда педагогического коллектива.
  8. Природосообразность и культуросообразность воспитания.
  9. Эстетизация среды.
  10. Валеологизация воспитательного процесса.