Страничка старшего воспитателя

Консультация для родителей «Безопасность детей летом»

                                   Старший воспитатель  Горбунова Наталья  Михайловна

          Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

           Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

            Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

             Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. 

Подробнее...

Безопасность детей летом

Уважаемые родители!!!

Информируем Вас о необходимости усиления родительского контроля по обеспечению безопасности пребывания детей в летний период.

В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин. Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях: 

создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,  систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Подробнее...

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ : РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Подготовка к школе: тренируем волю, учимся общаться.

Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к школе.

Однако что значит – подготовить ребенка к школе?

Научить его писать и считать – хорошо, но мало.

Потому что психологическая готовность к школе включает в себя не только уровень общего развития малыша, но и:

- так называемую сформированную социальную позицию школьника (отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать его требования, выполнять задания по данному образцу,)

началу учебной деятельности.

-произвольное поведение (когда ребенок может сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути)

-мотивационная готовность к учебе (когда ребенок стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха или избегать неудач)

Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в новой социальной среде и стать успешным учеником?

Произвольное поведение.

Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно. Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели, определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот процесс, формируются только к 7 годам.

Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели, ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных трудностях, проверять результаты.

Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу, выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели, если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача – научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение – результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным рыцарем.

Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель, подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца, радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование результатов ( «Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг.

Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо снисходительнее к себе, чем к детям.

Еще один способ обучения владению собой – приучение к определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный -белый не берите» или «пол -потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных предметов или 4 слова с буквой «П»

Мотивационная готовность к учебе.

Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством – ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: Хочешь ли ты идти в школу?. Что в школе интересного? Чем она тебе нравится ( или не нравится) Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу? Ответы могут быть разными, от удовольсвтия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат – школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно, получать оценки и т.д.

Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних мотивах ( ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми.

Что могут делать близкие ребенка для этого:

-беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах, учебниках, домашних заданиях и т.д.

-можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на школьную тему, рассказать о своем школьном опыте

-можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя, можно ясно увидеть его представления о школе.

-подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д.

- тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями «подкосит» энтузиазм ребенка на корню.

                             Чего не стоит делать?

-пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч, все ребята будут над тобой смеяться»)

-ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить»)

Социальная позиция школьника.

Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять требования учителя и т.д., также существуют игры.

Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому:

«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом ролями меняются.

«Близняшки». Играют также парами (парой). Двое встают вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.

«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.

«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше..и т.д.» Если пар – две и больше, устраивается конкурс.

«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для развития навыков коллективного общения.

Игры на внимательность и произвольное поведение:

«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим телом.

«Можно и нельзя» - в доме объявляется время (час, 10 минут, день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.

Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы взаимоотношений.

Памятка для родителей «Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни.

Как физически и нравственно подготовить своего ребенка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих развитых сверстников. Для этого он должен стать:

  • внимательным;
  • выдержанным и дисциплинированным;
  • терпеливым;
  • активным и инициативным;
  • творчески мыслящим;
  • физически и психически выносливым;
  • общительным и дружелюбным в коллективе.

Почему родителям нужно специально готовить своего ребенка к школе?

Большинство детей приходят в школу, будучи уже отягощенными заболеваниями, перенесенными в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (родовой травмой, гипотрофией, рахитом, частыми респираторными и другими болезнями).

По данным Российской академии медицинских наук, лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми, а обследования школьников выявили, что 95% из них имеют те или иные дефекты в состоянии здоровья, т. е. за время младенчества и дошкольной жизни доля больных детей не только не уменьшается, но даже и увеличивается.

В результате этих заболеваний у большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции:

  • центральной нервной системы;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания и кровообращения;
  • обмена веществ и др.

 

Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка, не позволят ему чувствовать себя на равных со здоровыми сверстниками. Поэтому устранить все отклонения в здоровье ребенка надо как можно раньше, еще до школы.

Как проявляются уже в самом начале школьной жизни у физически и психологически неподготовленных дошкольников последствия перенесенных заболеваний?

Требования к детям в школе по сравнению с дошкольным периодом их жизни существенно возрастают. Меньше времени остается для игр и прогулок. Им приходится по долгу сидеть и в школе на уроках, и дома, выполняя домашние задания, а неподвижный образ жизни, продолжительная статическая нагрузка – это удар по здоровью и без того ослабленного ребенка. В результате снижаются защитные силы его организма, он чаще болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать дисциплину, сосредоточиваться на уроках и при подготовке домашних заданий. Они плохо воспринимают новый учебный материал, отстают в учебе. У них, как правило, нет должного контакта с учителем и сверстниками, понимания роли учителя, своей роли ученика; отсутствует чувство самоконтроля.

 

 

Почему подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей?

Ослабление организма детей после перенесенных заболеваний – это не только результат самой болезни, но в большей мере и последствие гипокинезии (малоподвижности) во время и после нее. Ее нельзя допускать (исключая конечно, периоды острых состояний). Малоподвижность, отсутствие импульсов от мышц в кору головного мозга приводят к его ослаблению (астенизации). Это отрицательно сказывается на работе нервной и эндокринной систем, функциях дыхания и кровообращения, деятельности внутренних органов.

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.

В игру, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем. Игры воспитывают у детей необходимые им в школьной и дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивают чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в самых разных ситуациях. В них наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке личностные возможности.

В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей полное выздоровление и восстановление их жизненных сил при самых различных заболеваниях и состояниях наступает значительно быстрее.

Я предлагаю вам большой выбор подвижных игр. Но прежде чем предложить ребенку поиграть, нужно внимательно прочитать указания, чтобы избежать серьезных ошибок во время занятий с ребенком. Так же определите физические возможности малыша, так как игра побуждает ребенка охотно и радостно делать определенные физические усилия, соответствующие его возможностям, активизирующие работу всех мышц, органов и систем. Она не должна вызывать переутомление ребенка или, наоборот, слабой реакции его организма, иначе положительных результатов не добиться. Удачи вам!