Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Итоговое занятие в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне»

Форма проведения: викторина

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания детей о России;
  2. формировать уважительное отношение к государственным символам;
  3. закрепить названия крупных российских городов, рек, народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства;
  4. воспитывать любовь к Родине, формировать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины -  изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок.

Ход занятия:

Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий, синий,

Любит русская душа

Васильковые глаза.

                                      Л.Осипова

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

                                       Л.Осипова

Команды садятся за столы, в центре каждого – цветок-символ.

 

Воспитатель. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.  Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)

- Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная река России… Волга.

- Молодцы, начинаем нашу игру.

Конкурс 1 - «Государственные символы»

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн) Что такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

- Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников)

- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)

(за правильный ответ 1 балл)

Конкурс №2  - «Литературный»

- А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Песня     В. Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Необъятная страна.    В. Степанов

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(оценивается: отлично -  3 балла, хорошо – 2балла)

Конкурс 3 - «Города России»

- Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют города) (за каждый город 1 балл). А теперь я предлагаю вам собрать картинки и назвать, какой город изображён (команды получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город)

- А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наш город.

(за более точный ответ 1 балл)

Конкурс 4 - «Экскурсоводы»

- В каждой команде есть экскурсоводы. Они проведут сейчас нам экскурсию о своём родном городе, где они родились и выросли. (Дима Замараев – Екатеринбург; Егор – Новосибирск) (используется проектор и экран, дети показывают презентацию и рассказывают о городе)

Конкурс 5  -  «Народы России»

- Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, кто живёт в России. (дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.) (за каждую народность 1 балл)

Конкурс 6 - «Народные промыслы»

- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

  1. Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

  1. Все игрушки не простые,
    А волшебно расписные,
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы узор,
    Но отвести не в силах взор. (дымковская)
  2. Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

          В этой молодице

Прячутся сестрицы.

          Каждая сестрица –     

Для меньшей – темница. (матрешка)

  1. Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)

  1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …Хохломой.

  1. Чудо -  роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись ……Городца!

(дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)

Конкурс № 7 - "Знаменитые россияне"

Богата наша страна талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством.  Назовите, кого вы знаете из этих людей. (подобрать к фотографии карточку с нужной фамилией и назвать чем знаменит) (Пушкин, А.Барто, К.Чуковский, Ю.Гагарин, В.Путин, Шишкин)

-А желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.

- Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?

  • Россия очень большая по территории и богата полезными ископаемыми
  • Первый космонавт - Ю.Гагарин – гражданин России
  • Россия победила фашистов во Второй мировой войне
  • Выиграли по медалям в Олимпиаде в Сочи и в параолимпиаде
  • И т.д.

Пока жюри подводит итоги дети исполняют в завершении занятия песню «У моей России»

Подводятся итоги и проходит награждение команд. Все команды получают приз и грамоту «Знатоки России» 

 

Литература:

  1. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205 с.
  4. Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)

 

 

 

 

 

 

Фотографии героев ВОВ

Телефон доверия

ГУ МВД России

по Алтайскому краю

128

(звонок по России бесплатный)