Педагогическая находка
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности
Тема «Ветерок повсюду…»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие
-социально-коммуникативное развитие.
Тип: интегрированное
Вид-опытно-исследовательская деятельность
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма организации: подгруппа
Возраст детей- 4 года
Цель: формирование представлений о ветре и его свойствах.
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в природе.
Развивающие:
1.Развивать речь детей, активизировать их словарь
2.Развивать познавательный интерес детей к опытно-исследовательской деятельности.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
- Воспитывать дружеские отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности.
Словарная работа: воздух, ветер, легкий, холодный, невидимый.
Материалы и оборудование: веер, трубочки и стаканчики с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, тазы с водой, столы .
Предварительная работа : наблюдение за ветром на прогулке; беседы с детьми о природных явлениях; разучивание стихотворений о ветре и воздухе;
прослушивание аудиозаписи шума ветра; организация словесных игр на звукоподражание.
Используемые технологии (методы):
-игровые,
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающие.
Ход НОД
Вводная часть- 2 минуты
1.Психологический настрой на предстоящую деятельность
Смотрит солнышко в окошко
Приглашает погулять.
Мы протянем вверх ладошки,
Раз ,два, три, четыре, пять.
2.Беседа с детьми.
3.Создание проблемной ситуации.
Раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто –то стучит, пойду посмотрю кто к нам пришел?
- Здравствуйте, проходите!
- Ребята посмотрите кто к нам пришел? (это совушка - умная головушка ).
- Вы знаете кто это? (птица, сова)
-Совушке очень грустно. Её друг Ветерок спрятался, и она не может его найти. Из-за этого она очень расстроилась.
Основная часть-15минут
Беседа о свойствах ветра
- Может вы его встречали? (Дети отвечают)
- Где же можно ветерок встретить? (на улице - деревья качает, снег поднимает)
- Мы его видим? (Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы – гонит по небу облака, снег поднимает, ветки на деревьях качает) Получается ветерок – невидимка.
-А какие предметы помогут сделать ветерок? (веер)
-А мы сами можем ветерок сделать? Как?
Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагает детям сделать то же самое)
-Что почувствовали?
-Какой ветерок?
-При ветерке стало холоднее или теплее?
-Ветерок-невидимка, мы его не видим, но чувствуем.
- Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка).
- Ребята, а как ещё мы с вами можем сделать ветерок? Чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату.
- Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно сделать губы трубочкой - вата лежит на ладони. Я дую? (дует, вата улетает). А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони. Молодцы, научились делать ветерок.
- Давайте подарим сове вату, чтобы она могла дома поиграть.
- Вот какой ветер-невидимка.
Опыт «Холодный, горячий воздух»
- Воздух может быть горячим и холодным. Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка)
Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть. (пошагать маршем)
Игра с воздушными шарами
-А мы с вами можем надувать разные предметы, например воздушные шарики? А почему шарики мы называем воздушными? Правильно, потому что в нём воздух. А где ещё есть воздух?
- Давайте надуем весёлые пакетики (разрисованные полиэтиленовые пакеты). (Если у детей не получается, то можно предложить «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет.)
Опыт «Угадай какой запах? »
- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
(Высказывания детей) .
- У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом… .
Какой у него запах? (у него нет запаха)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
Будем носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох- вдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, чеснок, лимон, конфета) и раскладывает их в разные баночки.
- А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть?
- Я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я к тебе поднесла?
(Дети по очереди подходят и нюхают с закрытыми глазами. Затем называют предмет - лимон, чеснок, яблоко и т.д.)
- Ребята, давайте я вас научу, как с ветерком можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.
Опыт с мыльными пузырями.
Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?
Здесь стоят стаканчики. с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…
- Ребята, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его.
А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
-Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
-Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
-Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
-Какие пузыри? Легкие, воздушные… потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха?
Вот какие мы молодцы! А ветер настоящий волшебник. Он может заставлять плыть даже корабли.
Опыт с корабликами на воде.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Тот бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А вы хотите попробовать? Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники. (в нескольких тазах с водой плавают парусники). Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
- Сова: Мне очень понравилось ребята быть ветерком. Теперь я знаю, что ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать.
Заключительная часть-2 минуты
Обобщение воспитателя:
- Вот мы и нашли Совушкиного друга - Ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать и даже с ним поиграть.
-Воздух можно чувствовать? Что для этого мы делали? (дули)
- А как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять (на улице.)
-Ребята, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками и весёлыми мешочками.