Страничка старшего воспитателя

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ : РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Подготовка к школе: тренируем волю, учимся общаться.

Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к школе.

Однако что значит – подготовить ребенка к школе?

Научить его писать и считать – хорошо, но мало.

Потому что психологическая готовность к школе включает в себя не только уровень общего развития малыша, но и:

- так называемую сформированную социальную позицию школьника (отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать его требования, выполнять задания по данному образцу,)

началу учебной деятельности.

-произвольное поведение (когда ребенок может сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути)

-мотивационная готовность к учебе (когда ребенок стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха или избегать неудач)

Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в новой социальной среде и стать успешным учеником?

Произвольное поведение.

Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно. Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели, определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот процесс, формируются только к 7 годам.

Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели, ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных трудностях, проверять результаты.

Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу, выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели, если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача – научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение – результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным рыцарем.

Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель, подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца, радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование результатов ( «Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг.

Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо снисходительнее к себе, чем к детям.

Еще один способ обучения владению собой – приучение к определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный -белый не берите» или «пол -потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных предметов или 4 слова с буквой «П»

Мотивационная готовность к учебе.

Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством – ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: Хочешь ли ты идти в школу?. Что в школе интересного? Чем она тебе нравится ( или не нравится) Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу? Ответы могут быть разными, от удовольсвтия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат – школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно, получать оценки и т.д.

Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних мотивах ( ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми.

Что могут делать близкие ребенка для этого:

-беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах, учебниках, домашних заданиях и т.д.

-можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на школьную тему, рассказать о своем школьном опыте

-можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя, можно ясно увидеть его представления о школе.

-подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д.

- тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями «подкосит» энтузиазм ребенка на корню.

                             Чего не стоит делать?

-пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч, все ребята будут над тобой смеяться»)

-ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить»)

Социальная позиция школьника.

Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять требования учителя и т.д., также существуют игры.

Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому:

«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом ролями меняются.

«Близняшки». Играют также парами (парой). Двое встают вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.

«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.

«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше..и т.д.» Если пар – две и больше, устраивается конкурс.

«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для развития навыков коллективного общения.

Игры на внимательность и произвольное поведение:

«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим телом.

«Можно и нельзя» - в доме объявляется время (час, 10 минут, день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.

Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы взаимоотношений.

«Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Подробнее...

Памятка для родителей «Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни.

Как физически и нравственно подготовить своего ребенка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих развитых сверстников. Для этого он должен стать:

  • внимательным;
  • выдержанным и дисциплинированным;
  • терпеливым;
  • активным и инициативным;
  • творчески мыслящим;
  • физически и психически выносливым;
  • общительным и дружелюбным в коллективе.

Почему родителям нужно специально готовить своего ребенка к школе?

Большинство детей приходят в школу, будучи уже отягощенными заболеваниями, перенесенными в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (родовой травмой, гипотрофией, рахитом, частыми респираторными и другими болезнями).

По данным Российской академии медицинских наук, лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми, а обследования школьников выявили, что 95% из них имеют те или иные дефекты в состоянии здоровья, т. е. за время младенчества и дошкольной жизни доля больных детей не только не уменьшается, но даже и увеличивается.

В результате этих заболеваний у большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции:

  • центральной нервной системы;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания и кровообращения;
  • обмена веществ и др.

 

Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка, не позволят ему чувствовать себя на равных со здоровыми сверстниками. Поэтому устранить все отклонения в здоровье ребенка надо как можно раньше, еще до школы.

Как проявляются уже в самом начале школьной жизни у физически и психологически неподготовленных дошкольников последствия перенесенных заболеваний?

Требования к детям в школе по сравнению с дошкольным периодом их жизни существенно возрастают. Меньше времени остается для игр и прогулок. Им приходится по долгу сидеть и в школе на уроках, и дома, выполняя домашние задания, а неподвижный образ жизни, продолжительная статическая нагрузка – это удар по здоровью и без того ослабленного ребенка. В результате снижаются защитные силы его организма, он чаще болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать дисциплину, сосредоточиваться на уроках и при подготовке домашних заданий. Они плохо воспринимают новый учебный материал, отстают в учебе. У них, как правило, нет должного контакта с учителем и сверстниками, понимания роли учителя, своей роли ученика; отсутствует чувство самоконтроля.

 

 

Почему подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей?

Ослабление организма детей после перенесенных заболеваний – это не только результат самой болезни, но в большей мере и последствие гипокинезии (малоподвижности) во время и после нее. Ее нельзя допускать (исключая конечно, периоды острых состояний). Малоподвижность, отсутствие импульсов от мышц в кору головного мозга приводят к его ослаблению (астенизации). Это отрицательно сказывается на работе нервной и эндокринной систем, функциях дыхания и кровообращения, деятельности внутренних органов.

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.

В игру, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем. Игры воспитывают у детей необходимые им в школьной и дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивают чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в самых разных ситуациях. В них наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке личностные возможности.

В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание, а это бывает не во всех семьях. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.

Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей полное выздоровление и восстановление их жизненных сил при самых различных заболеваниях и состояниях наступает значительно быстрее.

Я предлагаю вам большой выбор подвижных игр. Но прежде чем предложить ребенку поиграть, нужно внимательно прочитать указания, чтобы избежать серьезных ошибок во время занятий с ребенком. Так же определите физические возможности малыша, так как игра побуждает ребенка охотно и радостно делать определенные физические усилия, соответствующие его возможностям, активизирующие работу всех мышц, органов и систем. Она не должна вызывать переутомление ребенка или, наоборот, слабой реакции его организма, иначе положительных результатов не добиться. Удачи вам!

Игры при заболеваниях сердечно сосудистой системы

Подробнее...

 

 

 

Фотографии героев ВОВ

Телефон доверия

ГУ МВД России

по Алтайскому краю

128

(звонок по России бесплатный)