Советы воспитателя

Разработка круглый стол: «Традиции моей семьи»

 

                    Если семейный обычай — некий «ритуал» — несет в себе

                               чувство радости, любви, тепла и уважения, то он

                                                      имеет «право на существование».

 

Цель встречи: формирование семейных традиций.

Задачи: заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение к культурным ценностям семьи; способствовать становлению личности с помощью поддержания семейных традиций, изучения родословной и жизни своих предков.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для игр: «Собери пословицу», «Напомним о себе», фонограмма песни «Семейный альбом» в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича), выставка «Генеалогическое древо моей семьи», буклеты для родителей «Как составить генеалогическое древо своей семьи»

План занятия

1. Вводная часть.

1.1 упражнение-знакомство «Напомним о себе».

2. Основная часть

2.1 Мини-лекция «Знакомство ребенка с историей семьи»

2.2 Игра «Я или не Я»

2.3 презентация родителей «Мое семейное древо»

2.4 Игра «Собери пословицу о семье»

2.5Презентации родителей «Генеалогическое древо моей семьи»

3.

3.1Рефлексия «Семейное древо нашей группы»

3.2Сообщение темы следующей встречи семейного клуба

 

Ход встречи:

В начале и в конце встречизвучит песня в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича).

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители, дети. Мы рады встрече с вами в нашем семейном клубе. В наш дружный коллектив влились еще несколько новых семей, и я предлагаю всем заново познакомиться.

Упражнение –знакомство «Напомним о себе» - по кругу передается клубок ниток, у кого в руках клубок – называет свое имя и имя своего ребенка. Когда круг замыкается – обратный ход: сматывая клубок, назвать имя соседа с пожеланиями от предстоящей встречи.

Мини-лекция «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Воспитатель: Семья – это удивительный мир, со своими традициями, взаимоотношениями. Перемены последнего времени коснулись изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей очага, а мужчина — основным добытчиком и защитником. Также изменились и взгляды на семью и на воспитание детей. Гражданские браки обесценили институт семьи. Многие традиции, которые делали семью семьей, потеряны. Часто семьи больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего. А ведь именно семья дает ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства. Это ощущение человек проносит через всю свою сознательную жизнь, передает своим детям.

Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Традиции — это основа уклада семьи. Семьи дружной крепкой, у которой есть будущее. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, воспитания детей.

Роль семейных традиций в жизни ребенка:

• дают возможность оптимистично смотреть на жизнь;

• дают основание гордиться своей семьей;

• дают ощущение стабильности., защищенности.

 

Как создать семейную традицию?

 

Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

  1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
  2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
  3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
  4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

 

Сейчас я предлагаю снова пустить по кругу наш клубочек, и вы расскажите, какие традиции есть в ваших семьях.

 

(Рассказы родителей)

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. Сколько труда и терпения потребуется, чтобы дети выросли хорошими людьми. И конечно в каждой семье есть родные и близкие люди чью жизнь, дела и поступки можно ставить в пример. Поэтому очень важно, воспитывая детей, обращаться к своим семейным корням. Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других. Чтобы ребенку было проще разобраться в этой теме, можно делать это в игровой форме,  например:

-нарисуйте ребёнка, его брата (сестру).

-напишите его имя, имя брата (сестры, имена папы и мамы под их изображением.  -соедини линиями символы занятий и обязанности с теми членами семьи, которые их выполняют.

- Помогите ребёнку ответить на вопросы:

1. Мне она тетя, а моей маме (сестра).

2. Моему папе он папа, а мне (дед).

3. Моему папе она жена, а мне (мама).

4. Папе он родной брат, а мне (дядя).

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним семейный архив. Приведенные ниже задания помогут вашему ребенку с интересом отнестись к своей родословной: Вместе с ребёнком рассмотрите фотографии в семейном альбоме. Расскажите детям о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто они? Как их звали? Чем они занимались? Вместе с детьми посчитайте, сколько братьев и сестер у каждого из них. У вас тоже были родители, которые вас любили и воспитывали так же, как и вы своего ребёнка. Кем они приходятся вашим детям?  Сегодня во многих семьях появилась традиция составления своего генеалогического древа.

Если к созданию семейного древа подойти серьезно, то на это может уйти очень много времени. В нашей группе есть семьи, которые сегодня могут поделиться своим опытом в этом деле и презентовать результаты своего труда. Но сначала немного разомнемся.

Игра «Я или не я»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.

Воспитатель: я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» - громко кричите «Я» и хлопайте в ладоши, а если ответ «Не я» - громко кричите «Не я» и топайте ногами.

Кто здесь взрослых уважает?

Кто детей не обижает?

Кто хоть раз ходил в кино?

Кто мячом разбил окно?

Кто играть умеет в прятки?

Кто стреляет из рогатки?

Кто же скромный, кто молчит?

Кто все время «Я» кричит?

Молодцы, мы многое о вас узнали!

 

А сейчас приглашаем семью Алисы Решетовой рассказать о своем семейном древе.

Презентация семьи Решетовых «Мое семейное древо»

Воспитатель: перед следующей презентацией предлагаю еще поиграть. Ваша задача – из нескольких частей собрать пословицу о семье.

Игра «Собери пословицу о семье»

Цель: закрепление знания пословиц, развитие речи. Мышления, памяти, координации движения рук.

Пословицы:

Вся семья вместе и душа на месте.

Семья в куче – не страшна и туча.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

В дружной семье и в холод тепло.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Воспитатель: а сейчас свое семейное древо нам представит семья Усова Игоря.

Презентация «Мое семейное древо» семьи Усовых.

Воспитатель: уважаемые родители, благодарим вас за ваши замечательные презентации. Возможно сегодня и другие семь задумаются над созданием своего семейного древа.

Рефлексия.

Воспитатель: Наша группа, дети и родители, воспитатели – это тоже одна семья. Предлагаю сейчас сделать наше семейное древо: на ковре, в первом ряду сядут дети и родители, кто ходит в наш детский сад с самой младшей группы – это корни. За ними встают дети и родители, кто пришел в группу позже, и в следующий ряд встают те, кто пришел к нам совсем недавно. Теперь поднимаем все руки вверх и кричим: «Мы самая дружная семья!»

Воспитатель: Человек без знания своих корней подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им легко управлять. Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.

Любая семья крепка не только своей родословной, но и своими традициями. Семейная традиция – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков. Семейные традиции – принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Мы очень рады, что наша группа многонациональна, у нас есть представители Грузии, Армении, Якутии. Предлагаю тему нашей следующей встречи – «Традиции моей семьи и моего народа».

А сегодня наша встреча подошла к концу. Надеюсь мы с вами не зря провели время, и мы разойдемся с хорошим настроением и новыми целями!

До скорой встречи!

 

 

 

 

 

 

 

Фотографии героев ВОВ

Телефон доверия

ГУ МВД России

по Алтайскому краю

128

(звонок по России бесплатный)